Информация руководителей физического воспитания

 

                              

 

 

 

 

 

СПОРТИВНАЯ ФОРМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СПОРТИВНАЯ ФОРМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. 

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности в спортзале. 

  Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты,  носочки. 

  Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате. Во всех возрастных группах физкультурные занятия имеют высокую моторную плотность, то есть 80-90% занятия дети двигаются, в результате чего одежда становится влажной и теряет былую чистоту. 

  Поэтому для поддержания здоровой гигиены ребенку необходимо иметь для занятий форму. Кроме этого специальная одежда и обувь являются соблюдением техники безопасности. Спортивная форма не стесняет движений малыша, он может выполнять различные упражнения с большой амплитудой. 

   Давайте вместе заботиться о том, чтобы детям было комфортно не только на физкультурных занятиях, но и после них. К правильной форме одежды относятся: спортивная футболка, шорты, носочки, обувь. 
1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определѐнного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. 
2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д. 

4.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму. 

5.Спортивная обувь. 

Изначально детская спортивная обувь использовалась лишь для занятий спортом. Но со временем оценив все достоинства и преимущества спортивной обуви, она широко начала использоваться и в повседневной носке. Так как дети в большинстве своем очень подвижны и активны, без качественной спортивной обуви просто не обойтись. На сегодняшний день модельный ряд этой обуви очень разнообразен. Вы сможете без труда подобрать для своего ребенка кеды, кроссовки, бутсы и даже туфли выполненные в спортивном стиле.

 

Основные критерии для выбора детской спортивной обуви:
1. Они должны иметь жесткий задник и быть легкими.
2. Подошва обязательно должна быть эластичная, резиновая.
3. Она должна прочно фиксировать ножку, что позволяет избежать травм.

 

• Очень важным является правильный подбор размера. Ведь спортивная обувь должна быть немного больше (на один-полтора сантиметра длиннее), чем стопа ребёнка. Нужно помнить, что в тёплое время года из-за физических нагрузок ступни ног сильнее отекают и становятся больше. Именно поэтому нужно всегда покупать спортивную обувь в вечером или после занятий спортом, когда ваши ступни уже стали больше, иначе есть шанс прогадать с размером.

• Помните, что обувь для занятий спортом обязательно должна быть шире, в районе пальцев, чтобы они находились там свободно и удобно, не прижимаясь друг к другу.

• Приобретать такую обувь нужно в специальных спортивных магазинах. Там вы можете рассчитывать на помощь профессионального продавца-консультанта, а также быть уверенными, что приобретаете качественный товар. К тому же, если вдруг что-нибудь не подойдёт, у вас всегда есть возможность обменять товар или вернуть.

Для детей очень важно правильное развитие и формирование стопы. Если вы правильно подберете качественную детскую спортивную обувь вы сможете не беспокоиться о здоровье и комфорте ножек вашего энергичного и озорного ребенка. Выбирать лучше легкие кроссовки с крепкой задней стенкой. Внутри, а особенно на задней стенке кроссовок, должны быть мягкие подушечки, препятствующие натиранию ноги. При покупке следует обратить особое внимание на швы: они должны быть ровными и аккуратными. Если же на швах видны торчащие нитки или следы от клея, то кроссовки лучше не брать. Швы также следует прощупать и изнутри, ведь если они чрезмерно выступают, то ребенок может легко натереть о них ногу.

свернуть

Физическая культура летом (рекомендации для родителей)

   ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛЕТОМ

( рекомендации для родителей)

         Основная задача физического воспитания летом - общее оздоровление организма. Прогулки, экскурсии, различные подвижные игры на воздухе способствуют совершенствованию двигательных навыков.

           Ходьбу в летних условиях надо меньше всего давать в форме однообразных маршировок, а больше (но осторожно!) использовать прогулки с целью проверки выносливости детей, постепенно увеличивая расстояния и их продолжительность. Продолжительность ходьбы до очередного объекта во время прогулки должна увеличиваться постепенно. Например, если до ближайшего естественного водоема продолжительность ходьбы 15-17 мин, а до леса или парка 20-25 мин, то сначала следует провести прогулку с ребенком на водоем, а позднее - в лес. Если место прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой отдых в тени деревьев или кустов.

            Взрослый  чаще должны выбирать такую дорогу или тропинку в парке (лесу), на которой встречаются препятствия: поваленные деревья, низко нависшие ветки. Ребенку  в таких случаях предлагается преодолеть препятствие любым способом: перелезть, подлезть, перешагнуть. Каждый раз взрослый должен дать оценку: похвалить наиболее удачный способ, отметить то, что ребенок перестал бояться препятствий и т.п.

            Хорошим упражнением в равновесии может быть ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неширокую и неглубокую канавку по узкой дощечке. В той местности, где на берегу реки, озера или моря (залива) разбросаны плоские камни, валуны, можно поупражняться в равновесии, предлагая детям переступать с камня на камень. Когда они станут достаточно ловкими, хорошо провести игру «Пятнашки на камнях». Такую же игру в пятнашки можно провести на вырубке, где много невысоких пней различного диаметра. Спасаясь от «пятнашки», надо вскочить на пень и сохранить равновесие, стоя на двух, а иногда, в зависимости от диаметра пня, на одной ноге.

            Лазанье по деревьям, даже с низко расположенными и удобными для лазания ветвями, детям не следует разрешать. Ведь мы воспитываем у них бережное отношение к природе, а во что превратиться дерево, его кора, если по нему по несколько раз залезет и слезет 25-30 детей! Кроме того, для детей дошкольного возраста такое лазание противопоказано, так как связано с подтягиванием на руках, висами, натуживанием, задержкой дыхания. Зато надо широко использовать бревна, поваленные деревья для перелезания, а низко нависшие ветки деревьев, особенно елей, для подлезания. Подлезать нужно так, чтобы не задеть ни одну веточку, ни один листочек.

           Природное окружение можно хорошо использовать для развития метания, особенно метания на дальность. Еловые и сосновые шишки, а на берегу реки или озера мелкие камешки - лучший материал для метания на дальность. Такие упражнения проводить в виде соревнования «Кто дальше бросит?». Круги на воде наглядно покажут, кто является победителем в этом соревновании.

          Метание в цель можно провести, бросая шишки в определенное пространство между сучьями, ветками деревьев или в пустое дупло. В воде, вдоль берега, выстраивается «эскадра кораблей», сделанных заранее из бумаги, спичечных коробков, сосновой коры. Чтобы корабли не уплыли, их ставят «на якорь»; к каждому кораблю прикрепляют крепкую нитку или шнур длиной, равной глубине водоема, на конце шнура привязывают камешек или пластилин, который, опускаясь на дно, не дает кораблю уплыть. На расстоянии 1-2 м от берега проводится черта, с которой дети «стреляют» по кораблям шишками, мелкими камешками и т. п. Выигрывает ребенок, сделавший большее количество попаданий. Игру можно провести в виде соревнования между детьми или детьми и взрослыми. После игры, чтобы не засорять водоем, все корабли вместе с камешками надо вынуть из воды.

         Надо стремиться на каждой прогулке упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. В  таких комбинированных упражнениях, которые охватывают различные группы мышц, улучшается осанка детей, развивается ловкость и быстрота движений.

         Лето дает возможность упражнять детей в ориентировке в пространстве. В играх  на прогулках нужно давать простые, свободные инструкции к деятельности и при этом больше предоставлять детям самостоятельности.

Желаем Вам и Вашим детям хорошего отдыха !!!

свернуть

Мяч в жизни дошколят

Что же такое здоровье?

Что же такое здоровье?

Обратимся к всезнающему Далю: «Состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке».
Итак, состояние, позволяющее учиться, работать, служить в армии.

Но семья — это прежде всего дети; они необычайно выросли интеллектуально, но изменились ли физически? Средний подросток не ходит в спортивную школу, а физкультура в его семью чаще всего проникает лишь с помощью телевизора.

Подросткам нередко твердят: «Вот окончишь школу, пойдешь работать». А разве школа — это не работа? Шесть уроков в школе плюс два часа дома на домашнее задание, вот и восьмичасовой рабочий день за столом! Но родители, считая своим долгом одеть, обуть, накормить, обучить музыке или английскому, особо не задумываются о физическом воспитании дитяти. И только потом существенные нарушения в триаде, определяющей здоровье, аукаются в возрасте, когда власть родителей уже теряет реальную силу. Кто же разорвет заколдованный круг, из которого физически слабо подготовленные дети выходят слабо подготовленными взрослыми?

Один восточный мудрец мечтал, чтобы в его школе каждый день преподавались четыре предмета: урок здоровья (браво, неведомый мудрец), урок любви, урок мудрости и урок труда.

Итак, урок здоровья давным-давно стоял на первом месте. Думая о здоровье, мы обязаны готовить детей к перегрузкам. Не столь важно, будут то стрессовые ситуации, эмоциональная тяжесть, груз лет или физическое перенапряжение. И испытания, ожидающие наших детей, будут нелегкие.

В свое время директор Института гигиены детей и подростков профессор Г. Сердюковская писала: «...несмотря на заметное улучшение физического состояния детей, у них чаще наблюдается преболезненное состояние. Современный школьник сидит в школе и дома 85% времени бодрствования».

Разумнее рассматривать здоровье школьника, ориентируясь на три основные составляющие: ПИТАНИЕ + ЗАКАЛИВАНИЕ + ДВИЖЕНИЕ

Питание. Давно ли в каждом классе обязательно был толстячок и на всех широтах его изводили насмешками: «Жиртрест» или «Мясокомбинат». Сейчас толстячков побольше, и никто их не дразнит. Зайдите в школу, оглянитесь по сторонам. Сколько ребят носится по коридорам сломя голову, а сколько чинно прохаживается и жует калорийные булочки.

В одной из школ (700 учащихся), как оказалось, съедают (при горячих завтраках и обедах) триста булочек за день! А если привезти больше? В порядке эксперимента привезли пятьсот. Съели четыреста шестьдесят семь...

И это уже не говоря о давнем правиле, когда отдыхающие дети оцениваются «по привесу», словно поросята...
Когда-то я наблюдал, как учитель физкультуры стоял возле дверей столовой и не пускал туда располневших детей. Именно они были в числе первых, штурмующих блок питания.

Отчего же дети приобретают избыточный вес и растут как на дрожжах? Первейшую роль в воспитании играет желание накормить послаще да посытнее — это пришло со времен, когда в стране недоедали и лучшие продукты отдавали детям. Те времена давно прошли. Но привычка осталась. А мнение «здоровый ребенок — полный ребенок» держится до сих пор. Особенно в этом преуспевают бабушки!

По данным большинства исследований, 30 — 40 процентов наших детей имеют избыточный вес. Уже не удивляешься, услышав, что 40 процентов взрослого населения также имеет избыточный вес. А это тревожно! И не потому, что полная девушка выглядит несимпатично, очень часто вырастает в излишне полную женщину, что как бы программирует серьезные нарушения в работе сердечнососудистой системы. Ну а далее — многократно подтвержденная закономерность. Между избыточным весом и гипертонией тесная связь. О закладывании основ детского питания написано в материале «Неразумные родители», и вообще, на эту тему написано так много, что при желании можно разобраться и выработать приемлемые для себя принципы. Только ведь главное не количество съеденного, а количество израсходованного в движении. 
Движение и ребенок — понятия не разрывные. Надо радоваться, если ребенок растет подвижным и непоседливым. Он развивается в движении. Бабушки, особенно неработающие, стараются его одергивать и усмирять. Живой ребенок и подвижный — нормально, а вялость и медлительность ребенка — основание, чтобы поинтересоваться, отчего это.

Ребенок подрос и вышел во двор. Первый вопрос взрослым: куда исчезли дворовые игры7 Вопрос второй — откуда появились многосерийные детективы по телевизору? Вопрос третий — кто придумал огромное количество так называемых тихих игр (дети — само послушание! — играют теперь в разные головоломки, никому не мешая).

 Как же были утрачены простейшие общедоступные формы  движения для детей?
Первое: нынешние поколения детей лишены дворовой, массовой  физкультуры, через которую прошли довоенные и послевоенные поколения. Эта нигде не зарегистрированная, никем не   физкультура давала столько, сколько не даст ни одна детская спортивная школа.

Второе: сменная обувь! Не надо улыбаться. Это нововведение сохраняет чистыми полы в школе, но лишает возможности бегать во дворе школы во все времена года! Не говоря уж о шаркающей походке наших детей, где главное внимание направлено на то, чтобы не уронить шлепанцы с ног.

Третье: однажды в телевизионной передаче показывали замечательных детей. Они занимались созданием моторчиков для саней и лыж. Хорошо поработав, они придумали много разных моделей. Те модели демонстрировали в передаче, а ребят заслуженно хвалили. И только один мудрый член жюри сказал: «Лучше было, если бы они делали санки без моторчиков и тут же на них катались, памятуя о прекрасной поговорке «любишь кататься, люби и саночки возить». Для их возраста это главнее».

Четвертое: оглянитесь по сторонам. Сколько детей выстаивают на остановках, чтобы проехать один, два, три квартала? Хотя для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 25 — 30 тысяч шагов. Хорошо, если он набирает половину этой нагрузки.
Никоим образом не возражая против чистоты в школах, против технического, художественного, вокального, лингвистического, столярного, кораблестроительного и прочих увлекательных занятий, подчеркиваю, что главное все-таки здоровье детей.
Здоровье ребенка — это не только радость в доме, но и реальная возможность для вашего сына или дочери увлекаться многими интересными делами, накапливать учебные знания, а в дальнейшем выбрать профессию по душе и приносить пользу государству.
Образ жизни детей создают взрослые, которых трудно заподозрить в незнании основ развития детского организма. Но получается так, что взрослые ограждают ребенка от движений, а затем разводят руками, удивляясь росту детских заболеваний, и тут же создают планы мероприятий по их ликвидации.

Закаливание. Оглянемся по сторонам. Разгар зимы, нормальной зимы последних лет. И дитя — того возраста, когда из горизонтального положения в коляске переходят в вертикальное, на улице. Словно пушистый ком — в подпоясанной шубке, наглухо перетянутый шарфами, на толстых, негнущихся ногах, уплотненных тремя колготками, — дитя молча стоит на одном месте, как на постаменте. И в глазах его недетская печаль. Изредка ребенок пытается нагнуться и подхватить снежок непослушной рукой — не получается. А вскоре его, обливающегося пивом, волокут в дом вечно поспешающие родители или воспитательницы детсада. Осоловевшее в «меховой бане» дитя раскручивают, словно снимают листы с капусты, и является оно ослабленным и потным, словно вышедшее из парной. И стоит где-то распахнуться двери или подуть из незаклеенного окна, как ребенок простужается и начинает болеть. А болея, он «припарковывает» к себе маму. Рабочее место мамы пустует. Но она спокойна, ибо получает больничный лист. Ребенок потемпературит и выздоровеет. Да и вообще, о чем говорим, подумаешь, побыла с больным ребенком...

Так ли уж незначительна тема разговора?
Если говорить об одном ребенке и его маме — да! Но, оказавшись на месте взрослых, каждый год рассматривающих государственный бюджет, стоит задуматься о расходах на оплату больничных листов в графе «Острые респираторные заболевания».
Есть несколько болезней, названных бичами века. В их числе нет насморка. А напрасно!

Что же делать взрослым, отвечающим за бюджет, и что делать маме, думающей о хронических простудах ребенка?
Оглянемся. Мимо нас бегут те, кто вступил в возраст «подростковой ошалелости». На них курточки из «рыбьего меха» и синтетические шапочки на макушках. Шмыгая синими носами, они безмятежно поедают мороженое, какое в наших широтах продается во все времена года! И это то самое дитя? Да!

Что же произошло? Да ничего особенного. Дитя подросло, и в нем, расшвыривая шубы, шарфики, шапки и колготки, взбунтовалась мудрая природа. Движение — лучшее состояние для развивающегося организма!

Но, к сожалению, не каждый ребенок, подрастая, сам спасает себя от простудных заболеваний. В 9-м классе одной из московских школ в течение декабря пропущено 148 учебных дней из-за простудных заболеваний. Пока учебных, потому что через полтора года эти же дни могут стать рабочими!

Итак, бюллетень — государственный документ, позволяющий болеть, не беспокоясь о будущем. А если задуматься о государственном кармане, из которого обеспечивают больных (каковыми они могли и не быть)? Нужно ли так заботливо относиться к больным по собственной небрежности, невниманию к здоровью, если хотите, халатности, разгильдяйству? Кто может сказать, сколько у нас выдано бюллетеней на излечение простудных заболеваний? И это сейчас, когда физкультура давным-давно победила ОРЗ (острые респираторные заболевания) . И сегодня замахивается на более серьезные болезни. И тоже побеждает их.

Расскажу о сыне. Когда он непрестанно простужался, а его мать, нарушая производственные графики, сидела с ним рядом, я загорелся желанием все изменить. Но ничего не мог противопоставить цигейковой шубе, подаренной бабушкой, пока однажды в зарубежной командировке не увидел замечательный детский комбинезон: легкий, теплый, выворачивающийся на обе стороны. Выкладывая все наличные деньги, я недобрым словом помянул капитализм и попрекнул владельца магазина за несусветную дороговизну. Но владелец резонно заметил: «Капитализм знает, что вы любите своего ребенка, и хочет, чтобы вы на деле доказали это»....А сын был счастлив. Он кувыркался в сугробах, не промокая бегал под дождем, обдуваемый всеми ветрами, ни разу не заболел...

Что же выгоднее покупать детям: тяжелые шубы или легкие комбинезоны?
Но с детьми, кажется, все ясно. А взрослые? Оглядываюсь на прошедшие зимы, вижу нарастающий вал уже взрослых шуб из искусственного меха, разноцветных бахил и шапок такого размера, что впору представить — вот в таких и надо идти на Северный полюс. Хотя память подсказывает: семерка наших парней ходила на полюс в шерстяных подшлемниках. Об этом все знают, но все же предпочитают обладать вещами из разряда труднодоступной моды. И, заполучив их, потея от счастья и плюсовой температуры на улицах, пополняют ряды страдающих от острых респираторных заболеваний.

Ученые давно доказали: дети должны мерзнуть, увеличивая сопротивляемость организма. Нет, ни в коем случае не надо раздевать младенцев и фотографировать их на морозе. Не надо «рекламы» с голыми дядями, пьющими чай в проруби. Увидев фотографии, никто в прорубь не полезет. Больше того, многие беды, приключающиеся с идущими по Дороге Здоровья, происходят от кампаний и модных увлечений.
Как же эффективнее совместить моду, борьбу с простудами и государственные деньги?

Однажды, находясь в Калуге, я увидел бегущих людей с расстегнутыми молниями на воротах тренировочных курток. И были то не спортсмены, а люди пожилые, какими руководит бегающий доктор Ш. Арасланов. Оказывается, регулярное охлаждение зоны шеи вырабатывает стимуляторы иммунитета. И, только один раз увидев это, с тех пор я в любой мороз не надеваю кашне, и ничего — не болею. Нет, я не против модных шарфов, меня не удивляют взгляды прохожих, когда, сияя голой шеей, я иду навстречу ветрам. Нет, я никому ничего не навязываю. Больше того, особо подчеркиваю: я не купаюсь в проруби, не выхожу на мороз в трусах и майке и не спешу босиком пробежать по ледяному асфальту. Но жизнь стараюсь строить так, чтобы мода не управляла моим здоровьем, делая его ослабленным.

Оглядываясь на жизнь детей, «закованных» в меха, все больше думаю, что изнеженность овладела нашими детьми и не отпускает взрослых. Конечно, это явление трудно выразить в объективных показателях, но, проследив это на примере ОРЗ, многое начинаешь понимать.
О том, как избежать простуд, написано предостаточно. Как же нужно закаливаться? А вот на этот вопрос надо отвечать индивидуально. Евгению Онегину, например, Пушкин предписал суровые испытания: «С утра садится в ванну со льдом». А на улице зима... Неужто каждому поступать так же? Нет. Закаливание — процесс не однодневный, а выработавший в многовекой борьбе с холодом много истин. Именно холод позволил выковать здоровье, которое мы называем богатырским. И в подтверждение тому — еще одна строка Пушкина: «Полезен русскому здоровью наш укрепительный мороз». Поблагодарим поэта за напоминание, присланное в наше сегодня и выделим слово «укрепительный».
...А детей надо закаливать не только потому, что они отрывают мам от работы, — они сами вырастают во взрослых, подверженных простудам, а эта категория «больных» больно бьет по государственному карману.

Сегодня цветущий акселерат не видит себя в дымке лет, неведомой ему даже в предположениях. А мы, взрослые, разглядывающие его, грустно улыбаемся. Мы-то знаем, сколько потом ему потребуется сил, чтобы победить в себе взлелеянную слабость духа и тела.

Добровольно у нас занимаются дети спортом и пенсионеры физкультурой. Крошечные гимнастки осваивают головокружительные сальто, малыши проплывают первые километры.

Затем — перерыв лет в тридцать, и люди предпенсионного и пенсионного возраста с воодушевлением начинают истязать себя физической нагрузкой.

А остальные — миллионы, — находящиеся между этими полюсами?
Школьная программа будущего не облегчит жизнь детям, им во многом будет труднее. И этого скрывать нечего. Но если сблизить два фактора — возможности детского организма и всевозрастающие нагрузки, возникнет вопрос: что же послужит буфером? Сегодня мы располагаем огромным потенциалом профилактических средств, и надо целенаправленно и более серьезно ориентировать их на физическое воспитание подрастающего поколения. Речь не об утренней зарядке или о воскресном походе на лыжах с дедушкой — речь о ежедневной нагрузке в доступной форме. И главное — обязанность родителей сделать это для детей необходимостью в возрасте, когда еще не наступило самоутверждение. А значит, как можно раньше!

Жизнь современного школьника, особенно в большом городе, предлагает ему большие возможности для самосовершенствования. Возьмем две крайние: спортивную и музыкальную школы. В одной готовят чемпионов беговой дорожки, в другой — виртуозов скрипичного смычка. Как ни странно, но цифры, имеющие отношение к спорту (число школ, количество занимающихся), нет-нет да и попадают в печать. 0 том же, сколько у нас юных музыкантов, художников, скульпторов, конструкторов и т. п., наверное, не знает никто.

Если предположить, что на разных этапах жизни (иногда с 3 лет!) ребенку выбирают направление, то рано или поздно большинство детей должны куда-то сворачивать. Правда, значительная часть из-за отсутствия ярко выраженных способностей остается неохваченной и следует прямо.

К сожалению, нельзя найти данные, которые на протяжении школьных лет сравнивали бы динамику здоровья трех разных школьников: Бегуна, Скрипача и Вольноотпущенника (если так можно назвать того, кто миновал многочисленные сети, сплетенные взрослыми для детей).
Но разве не интересно знать, каков процент бегунов, скрипачей и праздношатающихся среди страдающих простудными заболеваниями? Теоретически наименьшее число больных должно быть среди спортсменов. Но это еще надо доказать! А практически и те, кто
болтается по улицам, могут так закалиться, что на нет сведут всю оздоровительную пропаганду спорта. Значит, что же, больше всех должны болеть скрипачи? А если это действительно так (что требует убедительных доказательств), то скрипачи должны делать все от них зависящее и не пропускать концерты.

С чего же начинать укрепление здоровья? С контроля за количеством съеденных пирожных? Или с холодной воды, какой положено обливаться зимой? Или надо срочно искать секцию аэробики?

Это уж кому как сподручней. Но интересно вот что: все компоненты, из которых складывается здоровье, удивительным образом объединяет в себе физкультурно-оздоровительное движение. Например, те, кто занимается оздоровительным бегом, обязательно при этом закаляются, перестают есть лишнее, постоянно отказываются от курения или алкоголя. Возможно, кто-то улыбнется, но я ведь не агитирую, а утверждаю давно известное в среде тех, кто этим занимается. Полюбопытствуйте, не пожалеете! Напряжение организма, испытываемое при занятиях физкультурой и спортом, плохо сочетается с излишествами, и активные оздоровительные занятия позволяют исключить пагубные привычки.
Как же стать здоровым? Конечно же многое зависит от родителей, но это только основа! В остальном все зависит от каждого из нас. И для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить о факторах, в той или иной степени влияющих на уровень здоровья. На этот счет есть много мнений, но главное- это полный отказ от дурных привычек (алкоголь и курение) и широкий выбор средств, очерченных триадой, избранных для укрепления здоровья. Но главная из них — это физическая нагрузка, способная изменить и тело, и характер, потому что любая нагрузка прежде всего заставляет преодолевать себя. А зачем мне это? — спрашивает человек, счастливый одним ощущением молодости.
Зачем? Пройдут годы, и физическая нагрузка останется главным советчиком и помощником в борьбе со старостью и недомоганиями. Вы улыбаетесь? И правильно делаете! Молодые не скоро задумаются над всем этим, хотя ученые утверждают: процессы старения начинаются у человека после... двадцати пяти лет. А если не верите, оглянитесь на своих родителей, на бабушек и дедушек. Оглянитесь и спросите: правда ли, что молодость нескончаема? А ведь здоровым и счастливым хочется быть и в двадцать, и в тридцать, и в сорок...

Нет, я не остановился в своем перечне лет, но прежде, чем продолжить, специально хочу подчеркнуть важную деталь. День сегодняшний знает тысячи примеров, когда, не дожив до сорока лет, многие умирают от сердечной недостаточности, а рядом семидесятилетние и восьмидесятилетние радостно пробегают марафон.

 

Итак, помните: питание, закаливание, движение!

свернуть

Кинезиотерапия

Консультация

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ

 Представляем вашему вниманию метод оздоровления детей посредством различных движений – кинезиотерапию. Нам известно, что использование различных движений для оздоровления человека является одним из основных методов нетрадиционной терапии. Практически  не одно заболевание невозможно излечить без применения гимнастических упражнений.

Составляющими кинезиотерапии являются:

  1. Массаж и его разновидности;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Артикуляционная гимнастика;
  4. Дыхательная гимнастика;
  5. Упражнения  для развития абстрактно-логического мышления;
  6. Упражнения для профилактики зрения;
  7. Упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

   Кинезиотерапия эффективна, экономична, а также лояльна по отношению к ребёнку в сравнении с другими методами лечения. Можно лечить бронхит, лёжа на больничной кровати, принимая массу различных химических препаратов, а можно в движении играя, когда ваш малыш и не догадывается, что при занятии любимым делом он проходит курс восстановительного лечения.                                           

Для проведения кинезиотерапии необходимо составить план мероприятий, в который необходима включить:

  • Диагностика и определение показаний к коррекции ребёнка;
  • Постановка задач решаемых посредством кинезиотерапии;
  • Подбор средств и методов, выбор оптимальных форм и приёмов коррекционных мероприятий;
  • Составление индивидуального плана коррекционных мероприятий с его утверждением на валеологическом совете;
  • Валеологический контроль за проведением коррекционных мероприятий и оценка эффективности применяемых методов.

Проведение коррекции различными методами требует специальных знаний анатомии и возрастной физиологии детей, а также биомеханики, гимнастических упражнений спортивного характера. Поэтому коррекция движениями – КИНЕЗИОТЕРАПИЯ за исключением элементарной физической культуры, должна осуществляться педагогами  со специальным образованием.

Лечебная гимнастика

Кинезиологическая гимнастика

Состоит из 5 блоков.

I блок :

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает процессы письма.

II блок:

Упражнения для развития творческого наглядно-образного мышления.

III блок:

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления.

IV блок:

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

V блок:

Упражнения для дыхания.

   Вашему вниманию представляется один из многочисленных комплексов кинезиотерапии, в который входит щёточный самомассаж.

   Щёточный самомассаж относится к группе гигиенических, и является активным средством укрепления иммунной системы, повышения общего уровня функционального состояния организма, носит закаливающий эффект, способствует слущиванию верхнего отмёршего слоя кожи, улучшению функции потовых и сальных желёз, повышает местную температуру кожных покровов, ускоряет лимфа- и кровоток в поверхностных сосудах кожи. Массаж проводят щёткой с ручкой и длинным ворсом. Его выполняют по схеме: поглаживание, постукивание, поглаживание. Длится массаж 5 – 7 минут, проводится после сна  (утреннего, дневного) перед гигиенической гимнастикой или комплексом лечебной физкультуры. Дети в одних трусиках босые.

   Не следует массировать подколенные ямки и подмышки (места, где расположены лимфатические узлы). Массаж также противопоказан в местах, где находятся большие родинки, родимые пятна, при кожных заболеваниях (лишаях, аллергических поражениях, фурункулах и т.п.).

   Энергичное воздействие на кожу щёткой даёт тонизирующий эффект, щадящее - успокаивающий. В обоих случаях движения должны быть плавными и равномерными, а проведение щёткой по коже должно вызывать приятные ощущения.

Техника выполнения щёточного самомассажа:

  1. массаж лодыжек (левой, правой),
  2. коленных суставов левой и правой ноги,
  3. левая и правая ягодицы,
  4. живот,
  5. мышц груди и спины (жилетка),
  6. мышц спины (ёлочка),
  7. шея (воротничок),
  8. левой и правой руки.
свернуть

Комплекс упражнений при плоскостопии у детей

Комплекс упражнений при плоскостопии у детей

Занятия лечебной физкультурой и гимнастикой — неотъемлемая часть лечения при плоскостопии. Удобство заключается в том, что заниматься ребенок может в домашних условиях, для достижения результата не обязательно посещать дорогостоящие процедуры. О том, как проводить занятия для ребенка, мы расскажем в этой статье.

Для чего это нужно

ЛФК, т. е. лечебно-физкультурный комплекс при плоскостопии, всегда входит в состав комбинированного консервативного лечения.

Более 80% случаев детского плоскостопия поддается коррекции благодаря щадящему воздействию, без операции.

При продольном и поперечном плоскостопии, а также при комбинированной деформации стоп 1-2, а иногда и 2-3 степени, врачи начинают лечение именно с комплексного лечения. В него входят массаж, мануальная терапия, ношение ортопедической обуви, рекомендованной ортопедом, а также гимнастика.

Гимнастические ортопедические занятия позволяют укрепить мышцы стоп, сухожилия, мышцы голеностопа, что способствует исправлению легкого и среднего плоскостопия.

При тяжелых аномалиях показано оперативное вмешательство, но и случаи тяжелых патологий стоп — не такое уж распространенное явление.

Поэтому можно смело утверждать, что ЛФК — одна из основ успешной коррекции плоскостопия в подавляющем большинстве случаев. Первые занятия можно против поликлинике по месту жительства под наблюдением опытного инструктора — медицинского работника, а впоследствии выполнять комплекс упражнений дома.

Перед началом занятий следует знать, что наилучшие результаты от гимнастики и массажа стоп можно получить в возрасте от 7 до 15 лет, лучше всего коррекции поддается плоскостопие у детей в возрасте от 10 до 12 лет.

Продольное плоскостопие при таком воздействии лечится лучше, чем поперечное. Курс лечения длительный, мгновенного результата ждать не стоит. По статистике, для коррекции требуется в среднем от 2 до 3 лет. В некоторых случаях, требуется около 5 лет систематических и планомерных занятий.

Универсального списка упражнений и приемов не существует, поскольку каждому ребенку назначается определенная программа занятий с учетом степени и вида деформации, особенностей стопы. Но есть основные упражнения, которые входят практически во все комплексы лечебной физкультуры. О них расскажем подробнее.

Что понадобится для занятий

Для более эффективного выполнения некоторых упражнений комплекса понадобится иметь под рукой:

  • гимнастическую палку;
  • стул по возрасту;
  • тенисный мячик;
  • мягкий коврик из пенополиуретана;
  • ортопедический массажный коврик.

Проблемы и вопросы могут возникнуть только с последним пунктом, потому как выбор подобных изделий в магазинах и ортопедических салонах велик.

 

Выбирая коврик-аппликатор для лечения, нужно заручиться рекомендациями врача-ортопеда, который расскажет обо всех особенностях патологии у ребенка и подскажет, какой именно коврик ему подойдет наилучшим образом.

Для лечебных целей выбирают массажный коврик из жестких материалов с выраженным выступающим рельефом или игольчатой текстурой.

Мягкие и щадящие коврики больше подходят для профилактика, нежели для лечения.

Выполнять упражнения из положения стоя можно на аппликаторе (не более 15-20 минут в день), а затем – на обычном мягком коврике из пенополиуретана.

Тренажеры

Если разрешит лечащий хирург-ортопед, родители могут приобрести ребенку тренажер или мини-тренажер от плоскостопия. Сегодня существует большой выбор и тех, и других. Это и дощечки- возвышенные платформы для наступания, и пупырчатые мячики для занятий и одновременного массажа стоп, и круглые вращающиеся платформы с неровной поверхностью.

Упражнения на тренажерах должны дополнять занятия, но ни в коем случае не отменять лечебную физкультуру как таковую.

Комплекс упражнений

Комплекс включает в себя упражнения из различных положений. Начинать всегда рекомендуется с тех, которые делаются из положения лежа:

  • Упражнение 1. В положении лежа на мягком коврике- «пенке» ребенку нужно потянуть носочки сначала вправо, затем влево, потом — на себя. Заключительным движением будет поворот стоп внутрь, по направлению друг к другу, как это делается ладошками при хлопке.
  • Упражнение 2. В положении лежа ребенку нужно слегка поднять ноги, чтобы пятки не касались коврика, и потянуться носками к коврику. Хорошо, если удастся коснуться ими поверхности.
  • Упражнение 3. В положении лежа ребенку нужно приподнять ноги, после чего стопой левой ноги нужно провести по правой, а затем поменять ноги и проделать то же самое на противоположную сторону.

Вторая часть комплекса выполняется сидя на коврике:

  1. Попросите ребенка вытянуть ножки и по очереди опускать и поднимать пальчики то на левой, то на правой ноге.
  2. Руками обхватываются пальцы стоп. Ребенок при этом нагибается вперед, а затем медленно тянет стопы пальчиками по направлению к себе.
  3. Сидя, попросите ребенка согнуть колени, поставив стопу только на пальчики. Медленно сводите пяточки и разводите их, при этом носки не должны отрываться от коврика.
  4. Сидящий на коврике ребенок должен захватит носочками стоп теннисный мячик. Как только это получится, нужно поднимать и опускать мяч, не выпуская его.
  5. Сидя на коврике, ребенок должен покатать стопами мячик между носочками и пяткой, согнув ноги в коленях.

Сидя на стульчике (важно, чтобы мебель была ребенку по возрасту, то есть стопы при сидении не болтались в воздухе, а уверенно касались пола), выполняется вторая часть упражнений из положения сидя:

  • Упражнение 1. Попросите ребенка по очереди сгибать и разгибать пальчики на ногах.
  • Упражнение 2. Попросите ребенка «написать» стопами в воздухе максимально ровные и широкие круги. Сначала это стоит сделать по часовой стрелке, а затем — против нее.
  • Упражнение 3. Попросите ребенка по очереди отрывать от коврика, то пятки, то носочки, можно делать это «перекатом» с носков на пятки и обратно.
  • Упражнение 4. Ножки ставятся на внешнее ребро, и из этого положения следует плавно и медленно перевести стопы в положение вертикально на внутреннем ребре.
  • Упражнение 5. Теннисный мячик перекатывают от правой ножки к левой, каждой делая несколько круговых движений подъемом стопы на мячике.

Упражнения в положении стоя лучше выполнять на массажном ортопедическом коврике, о котором говорилось выше.

Длительность этой части комплекса не должны превышать 15 минут:

  1. Попросите ребенка пройтись по коврику сначала на носочках, а потом – на пяточках.
  2. По коврику следует походить сначала на внешней стороне стопы, а затем — на внутренней.
  3. Попросите ребенка сделать перекаты на неровной массажной поверхности коврика с пяток на носки, а затем наоборот.
  4. Завершите все прыжками на коврике — аппликаторе.

Вторая часть комплекса в положении стоя выполняется на ровной поверхности:

  1. Ребенок должен покатать стопой гимнастическую палку. Сначала — на шаг вперед, а потом назад. Так будет массироваться и укрепляться весь свод стопы.
  2. Зажав гимнастическую палку руками поперек лопаток, зафиксировав спинку в прямом положении, нужно совершить несколько приседаний, стараясь при этом не отрывать пятки от поверхности пола.
  3. Ребенок, опираясь руками на поставленную перед собой в вертикальное положение гимнастическую палку, должен совершать по очереди повороты на пятках — влево и вправо.

Каждое упражнение комплекса при плостостопии желательно выполнять по 7-10 раз, занятия должны быть ежедневными.

свернуть
Меню раздела