Учитель-дефектолог для педагогов

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается очень рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей.

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, его психику, отметили огромное значение функции руки. Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача – развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.

Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Главное для нас не обучение письму, а подготовка к нему.

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

1.Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики;

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 

5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы, 

6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками.

К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 

1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало».

1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В . появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). 

В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 

6-7лет – готовность к навыкам письма.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.

1.Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её

         На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря» …..

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены до автоматизма переходим на следующий уровень.

  1. Развитие  динамического праксиса - способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». 

  • Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).
  1. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев  кистей рук,  координация движений… )

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 

Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

Продуктивная деятельность детей.

  • вырезать из бумаги;
  • лепить из пластилина, теста, песка…
  • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
  • собирать мозаики и конструкторы;
  • обводить, рисовать, раскрашивать…;
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
  1. Формирование зрительно-пространственной ориентировки;(ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).

ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);

  • ориентировку в окружающем пространстве

(а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”;

  • обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.

3.Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно - двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. 

Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет.

  • малыш может держать два предмета в одной руке;
  • держит карандаш в руке и чертит им;
  • умеет переворачивать страницы книг;
  • из кубиков строит башни;
  • складывает пирамидку;

От 2 до 3 лет.

  • ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
  • играет с песком, крупами, тестом и глиной;
  • открывает крышки, откручивает и закручивает;
  • рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
  • нанизывает бусы;
  • правильно держит карандаш;
  • копирует формы несколькими чертами;
  • строит из кубиков.

 От 3 до 6 лет.

  • малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
  • складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
  • лепит из пластилина и теста разные фигуры;
  • шнурует ботинки;
  • определяет предметы в мешке на ощупь.

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

     

 Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения: 

 - Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

- Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. 

 - Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка»

 - Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

- родительских собраний;

- семинаров-практикумов;

- информационных буклетов, папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка, запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

   Таким   образом, последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников.

  1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке , голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий).
  2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами : большим ,указательным и средним ,а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.
  3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице ,где идет работа , приходил ось на середину груди.
  4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного- выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке ,а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
  5. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков.

  1. Хорошая освещенность рабочего места.
  2. Контроль за осанкой ребенка.
  3. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10минут, можно как часть занятия комплексного по математике (работа в тетради в крупную клеточку в старшем дошкольном возрасте).
  4. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.
  5. Перед работой в тетради провести физпаузу, а после занятия упражнения для кистей рук.
  6. В каждую физминутку надо включать 2-3 упражнения.
свернуть

«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в работе по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста»

«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в работе по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста»

 

 В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. В начале пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа. Это может быть план, составленный воспитателем, или план, составленный им вместе с детьми.

Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

1) вводной беседы, настраивающей па восприятие произведения, вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т.п.;

2) чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа — это может отвлечь от целостного восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиями рассказа;

3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4—5 вопросов;

4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку;

5) пересказа произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе произведения художественно-образная речь становится достоянием ребенка.

Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям (воспитатель заранее намечает логически завершенные отрывки). Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда — необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого.

Кого сначала вызывать для пересказа — детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Выбор зависит от трудности литературного текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно позаниматься с ними на прогулке или в вечернее время.

При обучении старших дошкольников пересказу художественных произведений вводятся новые виды занятий:

а) пересказ по готовому плану, составленному или одним воспитателем, или совместно с детьми;

б) пересказ по выбору детей, когда из двух-трех знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;

в) пересказ в лицах или драматизация произведения.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение таких обсуждений методически сложно и требует большого такта от воспитателя, знания индивидуальности детей. Сложность заключается еще и в том, что дети должны держать в памяти все рассказы, поэтому хорошо, если педагог запишет их, а перед обсуждением некоторые прочтет. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный). Из этого расчета можно составить перспективный перечень текстов для пересказа, предусматривая их усложнение, разнообразие жанров, тематическую связь с сезоном, повторность.

 

свернуть

Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Формирование фонематического восприятия у дошкольников

 

Дошкольный возраст является самым благоприятным для выявления и устранения нарушения речевого развития, которые в дальнейшем приведут к определенным проблемам. Поэтому нужно как можно раньше развивать у детей внимание к собственной речи, умение ориентироваться в родном языке, слушать слышать его.

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и индефицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам. 

Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, не доступно.

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственные за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.

Работа по преодолению недоразвития фонематического восприятия строится поэтапно. 

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

 I этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Воспитатель должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие игры: 1.Игра «Расскажи, что услышишь»

Перед детьми выставляются известные им предметы; воспитатель объясняет детям, что предстоит по слуху определить, что они услышат, и рассказать о действиях воспитателя. Затем предметы закрываются ширмой. Воспитатель переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. При значительных трудностях в узнавании звучание повторяется со зрительной опорой

Материал: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.

2.Игра: «Угадай что звучит»

 Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.                              Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, воспитатель предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

3.Игра  «Угадай, что (кто) это?» 

Детям предлагается аудиозапись и предметные картинки различных звуков природы, голосов птиц, зверей и домашних животных. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было.

Предметные картинки: явления природы - ручей, листва, снег, дождь, ветер; звери – волк, медведь; домашние животные – свинья, корова, овца, лошадь, коза, собака, кошка.

Материал: компакт-диск «Звуки природы».

 

II этап работы

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

1.Игра « Далеко – близко»

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

  1. Игра « Узнай по голосу»Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
  2. Игра «Три медведя»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом.

Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

  1. Игра «Животные и их детёныши»

Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Воспитатель произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. 1.Игра«Незнайка запутался». 

Воспитатель рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).

2.Игра«Придумай слово». 

Воспитатель предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

  1. «Чем отличаются слова».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы  ( кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

  1. «Лишнее слово».

Воспитатель четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;     утенок, котенок, утенок, утенок; ком, ком, кот, ком;                       минута, монета, минута, минута; винт, винт, винт, бинт;                 дудка, будка, будка, будка и т.д.

  1. «Мое слово».

Воспитатель предлагает детям три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное: картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка; картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток; картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

  1. «Поэт».

Воспитатель читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка). Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу). От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал). Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку). Тебе кукла, а мне – мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик). Говорила мышка мышке: до чего люблю я... (сыр, мясо, книжки). Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку). Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси). Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

 

IV этап работы

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

1.Игра  «Телефон». 

Дети сидят в ряд друг за другом. Воспитатель называет слог или серию слогов (например: ее, су–су–со, па–па–са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

2.Игра  «Какой отличается?». 

Воспитатель произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

3.Игра «Цепочка» 

Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ….. 4.Игра «Запомни и повтори» 

Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ. 5.«Живые слоги» 

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1.Игра «Покажи картинку»      Воспитатель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и.  Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у]. 

  1. «Угадай, кто (что) это был(о).»

   Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Воспитатель длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

  1. Игра «Найди одинаковый звук» 

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С 4. Игра «Выбери правильно»

 Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

 

VI этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. 1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У. 2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т 3.Игра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

  1. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др. 5. Игра «Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом– Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох. 6. Игра «Слово рассыпалось»Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
  2. Игра «Составь слово» 1 вариант:

Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук. 2 вариант:    Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.

 Предлагаемая система заданий для развития фонематического слуха может являться основой для планирования  работы в разных возрастных группах ДОУ.

 

свернуть

Речевые игры

Речевые игры

 

Речевая игра  «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель:  Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Речевая игра  «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Цель:  Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры:  Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

 Свежая газета – новая, только что купленная.

 Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры:  Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Речевая игра  «ИЩИ»

Цель:  Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры:  Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

Речевая игра  «ПРИДУМАЙ САМ»

Цель:  Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры:  Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры:  Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки».

Дети находят противоречия в предложениях.

Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»

Цель:  Расширять словарный запас детей.

Ход игры:  Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Речевая игра  «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель:  Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры:  Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

Цел:. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»

Цель:  Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Речевая игра  « КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры:  Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

Речевая игра  «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель:  Расширять словарный запас детей.

Ход игры:  Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры:  Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель).

Суп из овощей - …(овощной суп).

Пюре из картофеля -  …(картофельное пюре). И т.д.

Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Цель:  Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры:  Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.

Речевая игра  «НАОБОРОТ».

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением

( далёкий – близкий, высокий – низкий).

Речевая игра  «ДОБАВЬ СЛОГ»

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).

Речевая игра    «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

Цель:  Учить подбирать синонимы.

Ход игры:  Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению  (напрмер,  стужа – мороз).

Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

                     (И.Лопухина)

-  Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель:  Развивать фразовую речь.

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.

Речевая игра  «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры:  Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

Речевая игра  «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель:  Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры:  Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

Речевая игра  «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель:  Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры:  Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» - и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»

Цель:  Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры:  Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).

- А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

Речевая игра  «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель:  Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры:  Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).

Речевая игра   «ЧТО НЕВЕРНО?»

Цель:  Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры:  Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет,    что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел,   ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак,   а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши,   что киты живут на суше,

Что с зари и до зари   сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель:  Учить делить слова на слоги.

Ход игры:  Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

Речевая игра  «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель:  Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры:  Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).

Играет … (музыка, девочка).

Горький … (перец, лекарство).

Речевая игра  «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры:  Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.

Речевая игра    «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель:  Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры:  Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».

свернуть

Консультация для воспитателей по театральной деятельности «Значение театрализованных игр для детей»

Консультация для воспитателей по театральной деятельности

«Значение театрализованных игр для детей»

 

Театрализованные игры детей имеют большое значение для гармоничного  развития личности. Для детей нашей группы театрализованные игры  позволяют улучшить развитие мелкой моторики рук , активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей. Театр с масками - это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становить сказочным персонажем, стараясь подрожать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например:

Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили...

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

По существу этюды - это небольшое стихотворение, которое легко запомнить, и в котором есть определенные действия. Выполняя эти действия, ребенок развивает те или иные группы мышц.

Выполняя этюды с товарищами или взрослыми, и получая затем похвалу за старания, ребенок повышает уверенность в своих силах. У него появляется желание сначала поиграть еще, а потом придумать игру самому и поиграть в нее, что очень важно для развития мыслительного процесса.

Стремление самостоятельно участвовать в кукольном спектакле необходимо поддерживать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр. Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца). Нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладеет ценными навыками общения. Разыгрывая различные ситуации с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка. Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

 

свернуть

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах

Особенности содержания работы по развитию театрально- игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа. Занятия организовываю так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читаю сама 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Я считаю, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу игры «Наседка и цыплята», разыгрываем с ними сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, используем потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, я раздаю детям игрушки, предметы. Дети повторяют по образцу.

Ступени:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).
  • Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…»).
  • Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное- сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, я в свою очередь учу их самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства. Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаю задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками» и т.д. Использую мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности). Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры.

свернуть
Меню раздела