Советы учителя-дефектолога

как научиться вести себя толерантно

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года

 

Занятия проводятся в период с 1 сентября по 25 мая.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования.

Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу детского сада Нейман Ирине Станиславовне, Стаськовой Татьяне Сергеевне.

свернуть

Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу

                                                                                                                                                       

Если в 3 – 3,5 года

  • ребёнок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
  • он не повторяет за Вами слова;
  • Вы совсем не понимаете его речь (при этом искажённое произношение шипящих и звонких согласных (р,л) звуков является нормой);

Если в 4 года

  • у ребёнка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000слов);
  • не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствует связная речь, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

Если в 5 – 6 лет

  • всё ещё проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
  • ребёнок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
  • допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускает ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

 

Всё это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель – дефектолог в учреждении дошкольного образования или логопед в поликлинике.

свернуть

Памятка родителям заикающихся детей

Правильная организация общего и речевого режима ребѐнка дома -

важнейшее условие преодоления заикания.

Рекомендации.

 

1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребѐнка, это достигается:

- общей спокойной, доброжелательной обстановкой;

- отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребѐнке;

- последовательностью требований взрослых к ребѐнку; - учѐтом страхов ребѐнка, его тревог.

Заикающийся ребѐнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребѐнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребѐнке слово заикание. Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:

- выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;

- строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;

- ежедневно гулять с ребѐнком;

 - ежедневно делать физическую зарядку;

 - избегать перегрузки ребѐнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);

- ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.

2) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия: - спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;

- обязательно дослушивайте речь ребѐнка до конца (при возникновении запинок);

- совместное произношение слов и фраз, отражѐнное произношение; - выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятелъности);

- как можно чаще заниматься пением; - читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);

 - выполнять дыхательные упражнения, которые ребѐнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);

 - создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);

-усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.

 

Пятнадцать основных правил красивой речи

 

Правило 1. При разговоре придай телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Во время речи держись естественно, смотри в лицо собеседника.

Правило 3. Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

 Правило 4. Перед началом речи сделай вдох (при вдохе не поднимай плечи) и сразу начинай говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 5. Произноси гласные протяжно, чѐтко артикулируй их, делай на них голосовую опору.

Правило 6. Согласные произноси легко, свободно, не напрягаясь.

Правило 7. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук, произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

 Правило 8. Первое слово во фразе говори тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

Правило 9. Длинные предложения дели на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произноси слитно, как одно длинное слово.

Правило 10. Чѐтко выдерживай паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

Правило 11. Говори громко, чѐтко, выразительно. Избегай монотонности. Правило 12. Выдерживай ровный, умеренный темп и ритм речи. Говори Суверенно и спокойно.

Правило 13. При неудачах остановись, успокойся и продолжай говорить медленно, пока не почувствуешь уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируй себя: не делай лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Правило 15. Не преодолевай напряжение дополнительным напряжением. При возникновении запинки не нужно ещѐ больше напрягать мускулатуру, так как это ведѐт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.

 

Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребѐнка дома

  • Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.
  • С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребѐнка, но и обращѐнную к нему речь. Но ребенок, ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.
  • Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребѐнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребѐнком пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребѐнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.
  • При речевом общении с ребѐнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражѐнные формы речи.
  • Организовывать прогулки с ребѐнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).
  • Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.
  • Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всѐ меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребѐнка наблюдаются значительное улучшение речи.
  • Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определѐнные часы.
  • Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.
  • Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всѐ это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает еѐ. К заикающимся детям нужно относиться очень внимательно.
  • При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребѐнком.

 

Только активное участие

 родителей в коррекционном

процессе, соблюдение норм

 и правил поведения с заикающимся

ребѐнком в домашних условиях

позволят достичь

большей положительной

динамики в нормализации

его речи.

свернуть

Тейпирование при речевых нарушениях. Что это?

Тейпирование при речевых нарушениях. Что это?

 

Относительно недавно появился уникальный метод — тейпирование. Что это такое?

Специальные клейкие хлопчатобумажные ленты — тейпы, которые специалист наносит на кожу лица, шеи, грудной клетки ребенка, способствуют решению очень актуальных проблем, влияющих на речевое развитие:

  • полуоткрытый рот, нарушение носового дыхания и гипотонус мышц;
  • гиперсаливация (слюнотечение);
  • инфантильный тип глотания;
  • нарушение жевания;
  • затруднение произношения из-за слабого тонуса мышц губ и щек;
  • тейпы осуществляют «запуск» речи при задержке речевого развития у ребенка;
  • нарушение общей и мелкой моторики;
  • тейпы помогают сформировать диафрагмальный тип дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наклеенные тейпы будут «обращать внимание» головного мозга на неработающие мышцы артикуляционного аппарата, в результате чего мозг научится управлять этими мышцами и «заставит» их активно трудиться (при их гипотонусе) или расслабляться (при их гипертонусе). Тейпы не мешают движению мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, а, наоборот, помогают мышцам речевого аппарата осуществлять правильные движения: в нужном направлении, с нужной силой, с более эффективным ожидаемым результатом. Логопедическое тейпирование – это огромный дополнительный шанс для ребенка преодолеть его речевые проблемы. Тейп накладывается на чистую, обезжиренную и сухую неповрежденную кожу. Через 15 минут за счет температуры тела он активизируется, фиксируется к коже и начинает свое волшебное действие. Он «дышит», под ним кожа не мокнет. Его не страшно намочить, он высохнет и будет прекрасно функционировать дальше. Обычно тейпы накладывают на несколько дней. Затем снимают, делают небольшой перерыв и вновь накладывают. Курс тейпирования в зависимости от проблемы может занимать длительное время (от 1 сеанса до нескольких курсов по 10 сеансов) и при необходимости повторяться. Поэтому этот метод нередко сочетают с логопедическим массажем, Су-джок терапией, дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

 

 

Основной «мишенью» для тейпирования является артикуляционная мускулатура, каков же механизм воздействия на нее?

Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру.

Эффект «раздражения рецепторов». Тейпы воздействуют на разнообразные рецепторы в мышцах (проприорецепторы) и коже, над которыми они были наклеены, таким образом, заставляя мозг обращать внимание на «отказывающиеся» работать мышцы. Эффект «лифтинга» — тейпы приподнимают кожу, фасции паретичных мышц, за счет чего улучшается лимфоток и микроциркуляция в них – являющиеся необходимым условием для нормальной работы мышечных волокон. Эффект «дискомфортного натяжения» — формирование при помощи тейпа непривычного расположения артикуляционных органов (нижней челюсти, губ и т.д.). Такой подход приводит к желанию ими подвигать, как бы «вернуть» их на привычное место и образовывает новый физиологичный двигательный стереотип.

 

 

свернуть

Необходимость развития речевого дыхания

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.


Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Покажите беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. «Совершите» экскурсию по зоопарку, называя животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Родитель ищет потерявшегося  в лесу ребёнка, перечисляя имена. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Ребёнок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Ему предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.

«Лопнула шина»

Исходное положение: ребёнок разводит руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе он произносит медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, ребёнок делает непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Ребёнку предлагается накачать «лопнувшую шину». Он «сжимает» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха ребёнок произносит звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, ребёнок произносит «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, он делает непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

Заключение.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

свернуть

Что нужно знать родителям леворуких детей

«Что нужно знать родителям леворуких детей»

 

1.Родителям следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением.

  1. Не стоит пробовать переучивать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом.
  2. Рекомендуется совместно с ребенком выполнять домашние задания, зафиксированные в специальной карточке.
  3. При подготовке ребенка к школьному обучению необходимо помнить об особенностях развития мелкой моторики кисти левшей, чередовать занятия с пальчиковой гимнастикой.
  4. Родителидолжны помнить, что левша плохо понимает словесную инструкцию в связи с особенностями переработки информации, поэтому обязательно следует сочетать рассказ и показ выполнения задания.
  5. Родителям маленького левши необходимо каждый раз убеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания («у тебя часы на левой руке» или «у буквы «б» хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы «д» – вниз, как у дятла»).У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе.  Поэтому, воспитывая левшу, следует максимально закреплять как можно больше навыков, используемых им в повседневной жизни. Родители должны при этом помнить, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.
  6. Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае пальцев его рук, ног, туловища, головы.Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. У детей-левшей бывают затруднения при выполнении сложных движений. Это особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук, например, в танце. Часто дети жалуются, что им «мешают» руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.
  7. Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Во время утренней зарядки предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация  плавания «кролем»). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их проблемами координации движений – особенно. Но, если поблизости нет бассейна и спортивного зала – не страшно. Помогают даже такие малозатратные виды упражнений, как глазодвигательные (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно – влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем – в противоположные.
свернуть

Всемирный день распространения информации об аутизме

Начиная с 2008 года 2 апреля ежегодно отмечается World Autism Awareness Day — Всемирный день информирования (заботы, внимания, осознания) об аутизме.
За более чем 10 лет количество людей с таким диагнозом выросло в 10 раз. Это связано с совершенствованием диагностики, которая позволяет выявлять больше случаев РАС. Например, синдром Аспергера ранее не был причислен к аутистическому спектру, поскольку в этом случае человек полностью сохраняет речевые способности.
2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, многие страны мира  присоединяются к акции "Зажги синим": архитектурная подсветка зданий в разных городах  будет синего цвета. Акция Light It Up Blue ("Зажги синим") проводится по всему миру с 2008 года по инициативе фонда Autism Speaks. Синий — официальный цвет организации. В этот день по всему миру знаковые здания и скульптуры подсвечивают синими прожекторами, чтобы привлечь внимание к проблеме аутизма, изменить отношение в обществе к людям, страдающим от этого синдрома, и помочь семьям, в которых воспитываются такие дети.

Советы всем, кто впервые столкнулся с этим диагнозом
(по информации https://outfund.ru/chto-nuzhno-znat-v-samom-nachale/)

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/small.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это лишь некоторые из возможных симптомов аутизма, их комбинация и степень выраженности может быть различной у каждого отдельного человека (адаптация схемы профессора Рендел-Шорта, Австралия).
Не ищите «таблетку от аутизма», не рассчитывайте на короткий и легкий путь.
Ведите дневник. Записывайте все, что вы делаете с ребенком, фиксируйте все изменения.
Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую перспективу.
Постарайтесь не думать, что вам тяжелее всех. Именно здесь таится опасность впасть в уныние, а то и в гордыню, потерять друзей.
Общайтесь с родителями особых детей, обменивайтесь информацией и опытом. Вступайте в родительские сообщества, читайте интернет-ресурсы по аутизму.
Принимайте помощь, особенно если вы только в начале пути. Со временем вы сможете помогать другим.
Ваше здоровье и душевные силы – главный ресурс вашего ребенка. Постарайтесь заботиться о себе.
И, наконец, имейте в виду, что у тех, кто дает вам советы (включая и автора этой статьи), не всегда получается в точности следовать им, но отнестись к этому стоит с юмором и должным смирением.

свернуть

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.

В Республике Беларусь с 2005 по 2012 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). На 1-ое октября 2013 детей с официально установленным диагнозом РАС (расстройств аутистического спектра)   стало еще больше – 786 человек. Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях республики и в городе Минске.

Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающих группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.

На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.

Симптомы аутизма

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

- ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

- не может объяснить, чего он хочет;

- испытывает задержку темпов речевого развития;

- не следует никаким указаниям взрослых;

- периодически появляются нарушения слуха;

- не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

- плохо устанавливает визуальный контакт;

- не улыбается другим;

- не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

- не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

- не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

- не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

- наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

 

 

свернуть

Развитие межполушарного взаимодействия

«Развитие межполушарного взаимодействия как основа развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста»

 

В настоящее время система образования испытывает существенные трудности в обучении и воспитании личности детей, в развитии интеллектуальных способностей, в применении дифференцированного подхода, в подготовке к школе. Дети не научены правильно учиться. К семи годам примерно половина гениальных пятилеток теряет свои креативные способности. А к концу начальной школы эти способности сохраняются у небольшого количества школьников.

Адаптация проходит тяжело и длительно. В итоге с каждым годом растет число заболеваний, начиная с первого класса. По данным статистики лишь каждый пятый первоклассник страны (22%), является здоровым. К моменту окончания школы 2,5% выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5% имеют проблемы со здоровьем, а 70% из них имеют хронические заболевания.

Известно, что возраст с 5 до 7 лет очень важен для развития мозговых структур. Именно в этот период можно получить прекрасные результаты у детей по интеллектуальному развитию, сохраняя здоровье ребенка. Поэтому мы многое теряем, если не используем современные методики развития, разработанные на основе данных нейрофизиологии, кинезиологии, логоритмики, синэнергетики.

Согласно А. Семенович, формирование межполушарных связей у ребенка проходит в несколько этапов:

1 этап - с начала внутриутробного развития до 2-3 лет. Уже во внутриутробном периоде определяется ход развития его мозговой деятельности. Если мозг ребенка не развит до конца, то в процессе рождения возможна родовая травма.

2 этап- с 3 до 7-8 лет – важнейший период формирования межполушарных связей. В этот период происходит наиболее интенсивное зрительное, слуховое, кинестетическое, зрительно-моторное, слухо-моторное, эмоционально-мотивационное интегрированные виды восприятия.

3 этап – с 7 до 12, 15 лет – происходит наиболее интенсивное развитие межполушарных связей на уровне развития лобных долей. В данный период ребенок может прекрасно ставить и добиваться поставленных целей, планировать и контролировать свою деятельность.

Основными направлениями работы в детском саду, нацеленными на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга ребенка могут стать:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Логоритмика
  • Кинезиологические тренировки
  • Самомассаж
  • Нейробика
  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика
  • Творческие занятия с использованием классической музыки
  • Дидактические игры и задания
  • Мнемоника
  • ТРИЗ
  • Обучающая деятельность по математике, развитию речи.

Всем известно, что систематические занятия по кинезиологии убирают явления дислексии, развивают моторику, речь, все виды внимания и памяти, мышление, способствуют стрессоустойчивости организма.

Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Очень важно использовать в работе «Гимнастику мозга», которая несет за собой знания и навыки, получаемые с помощью комплексов упражнений.

  • Упражнения позволят сформировать детям навыки самостоятельности
  • Восстановить работоспособность и продуктивность
  • Реализовать свой внутренний потенциал посредством выполнения простых и легких упражнений
  • Расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое тело
  • Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти, концентрации внимания, формирование абстрактного мышления
  • Гармонизировать работу левого и правого полушарий
  • Улучшить равновесие и координацию
свернуть

3 марта Всемирный день слуха

3 марта Всемирный день слуха

 

О профилактике нарушений слуха

По мнению медиков, около половины всех случаев глухоты и других нарушений слуха можно предотвратить, устранив причины их развития. В числе профилактических мер чаще всего называют иммунизацию населения, охрану здоровья матери и ребёнка, обеспечение гигиены труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Немалое значение в профилактике нарушений слуха имеет правильное питание. Желательно, чтобы ежедневный рацион включал продукты богатые витаминами Е, С, Р, А. Для этого нужно чаще употреблять в пищу цитрусовые, яблоки, листья салата, шпинат, различные ягоды, зелёный и репчатый лук, капусту, сладкий перец, морковь, тыкву. Для хорошего слуха полезен магний. Его много содержится в бобовых, овощах, орехах. К питанию полезно добавить ежедневный массаж ушных раковин.

Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход, могут приводить к потере слуха в любом возрасте. Такая потеря слуха обычно бывает умеренной и может быть легко скорректирована. 

Орган слуха человека устроен таким образом, что в нём можно выделить 3 основных области: наружное, среднее и внутреннее ухо. В наружном отделе вырабатывается сера, это происходит в норме у каждого. Кто-то, возможно, полагает, что это вещество является лишним, как инородное тело. Такое мнение ошибочно, ушная сера нужна. Она имеет липкую консистенцию, что помогает осуществлять ей такие полезные функции как уничтожение вредных бактерий, микроорганизмов и улавливание пыли. Ушная сера – природное средство, поддерживающее орган слуха в чистоте.

Сера вырабатывается в ушах посредством церуминозных желёз. Они находятся в коже слухового прохода. Поскольку ушная сера защищает орган слуха от различных чужеродных элементов, а её выработка происходит непрерывно, уже «отслужившую своё» серу следует из ушей извлекать. Для этого нужно ежедневно освобождать слуховой проход уха, от серы промывая его водой. Однако, если слуховой проход сужен или сера образуется в избыточном количестве, то из неё может образоваться серная пробка, плотно закрывающая слуховой проход, ухудшая при этом слух. Самим вынимать серную пробку категорически запрещено из-за опасности нанесения себе травмы. В этом случае обязательно следует обратиться к специалисту, который квалифицированно вынет пробку и промоет слуховой проход специальным устройством.

Всё большее беспокойство у медработников вызывает растущий уровень воздействия громких звуков в культурно-развлекательных и спортивных учреждениях, таких как клубы, дискотеки, пабы, бары, кинотеатры, концертные залы, стадионы и даже фитнес центры. Современные технические средства становятся всё более распространёнными и зачастую такие устройства, как аудиоплееры, используются для прослушивания музыки с небезопасными уровнями громкости и в течение продолжительного времени. Регулярное воздействие громких звуков создаёт серьёзную угрозу развития потери слуха.

Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем вылечить.

Это касается многих недугов и нарушения слуха - не исключение. Дабы осуществить задуманное в отношении группы органов чувств, дарящих нам возможность познавать мир, необходимо четко соблюдать следующие рекомендации:

  • Ограничьте воздействие громких звуков. Специалисты не рекомендуют подвергать органы слуха звуковой нагрузке выше 80 Дб более двух часов в день. Воздействие звука уже в 110 Дб врачи считают опасным для слуха.
  • Слушайте «живые» звуки. Старайтесь чаще бывать на природе, прослушивайте негромкую музыку через колонки, откажитесь на время от наушников. Это позволит чувствительным ворсинкам восстановиться после громких звуков мегаполиса и постоянного ношения наушников. 
  • Не слушайте чрезвычайно громкую музыку, а если и включаете, то пребывать на порядочном расстоянии от источника звука. Особенно это касается автомобиля, где размеры пространства (салона) минимальны.
  • Правильно ухаживайте за своими природными «локаторами», не заниматься самодеятельностью в плане очищении органов слуха от грязи подручными средствами. В этом случае снижается риск нанесения самому себе вреда, последствия которого могут быть очень даже серьезными.
  • Раз в полгода в обязательном порядке посещать лора. Вовремя выявленные и устраненные специалистом проблемы со слухом позволят не беспокоиться по поводу возможного снижения качества жизни из-за подобных неприятностей.
  • Немедленно идите на прием к врачу, если вы заметили неожиданное снижение слуха (особенно после простудных заболеваний или травм ушной раковины и прилегающих к ней тканей).

Родителям рекомендуется:

  • следить, чтобы в уши маленького ребёнка во время мытья и купания в водоёмах не попадала вода, особенно грязная;
  • не шлёпать ребёнка по затылку и не дёргать за мочки ушей;
  • следить, чтобы дети не засовывали в уши посторонние предметы (пуговицы, таблетки, мелкие части от игрушек и др.);
  • следить чтобы дети не ковыряли в ушах: пальцами, карандашами, ручками и т.п.

 

Материал подготовила медицинская сестра УЗ «ГОЭД» Горошко Я.В. http://endogrodno.by/pages/mezhdunarodnyi-den-sluha.html

 

свернуть

Инфантильное глотание.

Инфантильное глотание.

 

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благoдаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глoтательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глoтания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть oбусловлено:

- длительным сосанием соски,

- поздним включением в рацион твердой пищи,

- поздним прорезыванием временных зубoв,

- короткой уздечкой языка,

- ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

- использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

-Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка, регулирующего пoток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

-Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

- Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 1 0 до 1 5 раз ежедневно.

  1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....

  1. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

  1. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

  1. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

  1. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

  1. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

  1. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

  1. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

  1. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

  1. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

  1. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

  1. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

свернуть

Зачем учитель-дефектолог задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради Трудное заданье.  Папа с мамою сказали: - Что за наказанье?

 

 

 

 

 

 

Часто родители считают, что если ребенок попал на занятия к учителю-дефектологу, то все проблемы будут решены. Дефектолог и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??

Родителей все чаще удивляет тот факт, что дефектолог просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком. 

Зачем, если дефектолог и так занимается с детьми отрабатывать речевые умения и навыки?

Давайте разберемся …

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого-педагогических мероприятий.

Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить  вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком  за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.

Можно попробовать все это поручить самому ребенку, но это ведь  тоже чревато проблемами. Помощь взрослого  необходима.!!!

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Многие родители приходят к мнению, что педагог просто ленится: не хочет заниматься с ребёнком, свою работу перекладывает на чужие плечи, а на занятиях – наверняка! - занимается только проверкой домашнего задания. Это конечно же не так!

Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться стабильной положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях дефектолога. Только при систематической работе ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки. 

Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи.

У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.

 

Уважаемые родители! Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

свернуть

Когда обращаться к логопеду

КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков  типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»). В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу. 

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька». Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

 Причина 10Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

 

свернуть

Что нужно знать о навыках письма

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо- сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

свернуть

Развивающие компьютерные игры

Развивающие компьютерные игры

 

В настоящее время с каждым днем появляется все больше развивающих компьютерных игр для детей. Герои любимых  мультфильмов и сказок обучают малышей математике, чтению английскому, русскому языку и другим языкам, логике.  Для самых маленьких родители зачастую выбирают вариант «пусть стучит по клавиатуре и развивается», благо производители ориентируясь на спрос, выпускают и такие игры.

 При этом родители рассчитывают, что развитием их ребенка полностью займется игра, и им не нужно будет сидеть рядом с ребенком, станет больше свободного времени.  Но так ли это?

На самом деле реальная польза от развивающих компьютерных игр будет только  тогда, когда вы последовательно, шаг за шагом, будете заниматься с ребенком за компьютером.  То есть компьютерные игры должны выступать аналогом обычных занятий, их продолжением,  использоваться для повторения и закрепления материала.  Самостоятельно ребенка оставить наедине с игрой можно будет только тогда, когда он полностью разобрался в теме и задания выполняются с легкостью. 

 

Поэтому приобретая игру для ребенка, рассчитывайте на то, что вам придется заниматься вместе с ребенком - она ни в коем случае не станет заменой ваших с ним занятий. Если вы будете помнить об этом, то компьютер и компьютерные игры станут вашими союзниками в развитии ребенка надолго.

Компьютерные игры могут научить малыша таким знаниям как алфавит, счет, логическое мышление и помогут развить фантазию. Если малыш уже хорошо читает, хорошо разговаривает, то он может раскрашивать раскраски на компьютере, играть в пазлы.

Существуют такие компьютерные игры, которые обязательно пойдут на пользу вашему ребенку, например такие как: "Планета чисел для малышей" - игра предназначена для детей от 3 до 7 лет. Игра учит находить отличия, различать цвета и формы, счету и такому понятию, как "больше-меньше".

 "Волшебные игрушки"- игра для детей от 3 до 6 лет. Опять же развивающая игра. Содержит пазлы, лабиринты, логические задачи, такие, как "отличить звуки животных" или "найти вторую половинку зверюшки". Также есть игра на память. Можно собирать пазлы, играть на музыкальных инструментах, проходить лабиринты на машинках.

"Искатель" - учит рассортировывать предметы по различным признакам, также находить предмет на экране, развивает воображение. "Незнайкина грамота"- немного географии, немного математики, немного сказок и все в игровой форме.

свернуть

Общие представления о заикании

Заикание известно человеку, по-видимому, столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции.

У взрослых заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Многие перестают видеть свои профессиональные и личные достижения, считая, что, если бы не заикание, все могло бы быть лучше. В результате у большинства заикающихся возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение (Л.Я. Миссуловин, 1988).

Столь ли распространено заикание, чтобы говорить о существовании проблемы?

Во всем мире заикаются 1 процент взрослых и 2—3 процента детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2 процента (В.М. Шкловский, 1994). Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи.

Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в три-четыре раза. По мнению И.А. Сикорского (1889), доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито несколько лучше, чем у мужчин. Видимо, это мнение основано на общеизвестном факте, говорящем о некотором «опережении» девочками мальчиков в развитии речи при отсутствии каких-либо заболеваний.

 

свернуть

Родителям неговорящих детей

 РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ

Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ

Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА

Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях:

понимает его – пассивный словарь,

говорит – активный.

Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ

Используйте слова типа «бух»«ням-ням»«ав-ав», но в сочетании с соответствующими им полными, правильными словами. Создайте основу для полноценной речи.

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …

Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ

Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!

Помнитетолько вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

свернуть

чреждения, в которые можно обратиться и получить консультацию специалистов

Учреждения, в которые можно обратиться и получить

консультацию специалистов

Стоматология"Республиканская клиническая

cтоматологическая поликлиника"

г. МинскСухая ул., 28

Сайт: http://www.belstom.by

НАШИ НОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ РЕГИСТРАТУР:

  • лечение взрослых (района обслуживания) 375 17 272-59-00 / +375 29 311-49-70
  • лечение детей (района обслуживания и платные услуги 375 17 272-38-63 / +375 29 170-03-51
  • протезирование (льготное по району обслуживания и платное)   

375 17 373-50-46 / +375 33 388-09-31

  • платные услуги (лечение и хирургическая помощь взрослым)      

375 17 253-74-17 / +375 44 790-74-17

 

http://lor.by/images/icons/logo.png

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ 
ЦЕНТР ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ"

220004 г. Минск, ул. Сухая, 8

Сайт: http://lor.by

Регистратура поликлиники:

+375 17 242-42-46
+375 17 242-42-47 (платная регистратура)

О ЦЕНТРЕ

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии» предлагает высококвалифицированную оториноларингологическую, психоневрологическую и коррекционно-педагогическую помощь.РНПЦ оториноларингологии проводит весь спектр исследований состояния слуха, функции носового дыхания, голоса и речи, внедряет современные медицинские технологии, новые подходы комплексной медицинской реабилитации, эффективные методы хирургического лечения заболеваний ЛОР-органов.

Сотрудники центра оказывают широкий спектр медицинских услуг по следующим направлениям:

  • консультации научных сотрудников центра, врачей-специалистов высшей квалификационной категории
  • инструментальная диагностика
  • весь спектр аудиологических, логопедических, фонопедических исследований
  • лабораторная диагностика
  • баротерапия
  • рефлексотерапия
  • психотерапия
  • физиотерапевтическое лечение

 

 

 

 

 

 

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ ТОМАТИС – центр «Амадей»

 

+375 (29) 196-88-81
+375 (29) 196-88-82

Skype: tomatis – minsk

Г.Минск, ул.Сурганова 7А

Сайт: https://tomatis-minsk.by

Центр является современным, многопрофильным учреждением, где каждый ребенок может получить комплексную, всестороннюю помощь в решении эмоциональных, поведенческих, когнитивных и коммуникативных проблем. Основным направлением деятельности нашего центра является метод Томатис. Эффективность метода доказана не только положительными результатами в работе с клиентами, на которых строится наша репутация, но и подкреплена научными исследованиями. Система аудиовокальных тренировок, разработанная профессором Альфредом Томатисом, получила всемирное признание и успешно используется на протяжении более чем 50 лет.

Метод Томатис (Tomatis® Method) - это сенсорная звуковая стимуляция. Неоднократные аудиотренировки с использованием специальных устройств, стимулирующих функции мозга, развивают его способность эффективно обрабатывать сенсорную информацию.

 

Сферы применения метода Томатис (Tomatis® Method) у детей*:

  • Мальчик в наушниках на занятиях ТоматисАутизм и другие первазивные расстройства развития;
  • Нарушение речи и проблемы обучаемости;
  • Проблемы заикания;
  • Дефицит внимания;
  • Гиперактивность;
  • Детский церебральный паралич (ДЦП);
  • Проблемы развития моторно-двигательных навыков; 
  • Поведенческие расстройства;
  • Проблемы развития коммуникативных навыков и социализации. 

 

Сферы применения метода Томатис (Tomatis® Method) у взрослых*:

Девушка в наушниках на занятиях Томатис

  • Снятие депрессии;
  • Снятие усталости;
  • Улучшение физического и эмоционального состояния у беременных;
  • Улучшение сна;
  • Восстановление речи после инсульта;
  • Устранение неврозов и головных болей.
  • Подробнее о сферах применения метода Томатис вы можете 
свернуть

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение)

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки) .

 

Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) .

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?

Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.

В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

 

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

 

Особенности развития речи детей 6-7 лет

У старших дошкольников6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования) .

Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече - двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн) .

свернуть

Виды нарушений речи

Виды нарушений речи

В последние годы количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Не секрет, что часто мамы и папы впадают в панику, прочитав в заключении: заикание, задержка речевого развития и т.д. Получив информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, родители смогут определить, какие вопросы следует задать специалистам, какую позицию занять в общении с ними; поймут, что необходимо организовать домашние занятия с малышом по рекомендации учителя-дефектолога. А тесная взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.

Что означает логопедическое заключение?

В результате логопедического обследования, помимо конкретных рекомендаций по развитию речи, в карте малыша появляется непонятная аббревиатура. Что же стоит за этими странными буквами? Давайте обратимся к педагогической классификации нарушений речи.

ЗРР – задержка речевого развития. Это заключение ставится детям до трёх лет в случае, если к этому возрасту, ребёнок не говорит фразами (предложениями), речь малопонятна окружающим посторонним людям (поскольку родители обычно хорошо понимают своего малыша).

ФНР – фонетическое недоразвитие речи. В произношении страдают один или несколько звуков при сохранном фонематическом слухе (способности различать звуки на слух). Остальные стороны речи хорошо развиты.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (наиболее частое речевое нарушение). Искажение звукопроизношения происходит на фоне несформированного фонематического слуха. Ребёнок недостаточно хорошо различает разные группы звуков на слух, что способствует нарушению формирования правильного произношения.

ОНР – общее недоразвитие речи. Ставится после трёх лет и говорит о том, что у ребёнка не сформированы все стороны речи: и звукопроизношение, и словарь, и грамматическое оформление фразы, и связная речь. Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР.

НВ ОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление.

Данные педагогические заключения могут быть осложнены таким диагнозом, как дизартрия, связанным с нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата, вследствие чего мышцы могут быть либо слишком вялыми, либо перенапряжёнными.
Невролог должен наблюдать ребёнка в случае нарушения темпо-ритмических структур речи (заикание или логоневроз, итерации)Чрезмерно ускоренная речь – брадилалия, или наоборот замедленная – тахилалия так же требуют вмешательства специалистов. Нарушения голоса, в том числе и ринолалия(врождённая расщелина нёба), бывают значительно реже, но и здесь потребуется помощь учителя-логопеда и врача фониатра.

 

Все эти нарушения речи, если их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

свернуть

Возрастные показатели, которым должен соответствовать каждый ребёнок

Возрастные показатели, которым должен соответствовать каждый ребёнок 

  •  новорожденная кроха, конечно, может только кричать или плакать;
  • уже к 3 месяцу малыш начинает произносить звуки, похожие на «гуление», молчание – это тревожный знак;
  •  к 8-10 месяцу ребенок начинает понимать речь взрослых, пробует копировать некоторые слова или слоги;
  •  к концу первого года ребенок реагирует на слова взрослых, не зависимо от интонации;
  •  собственно речь начинает развиваться к 1,5 годам;
  • к 2 годам малыш уже успешно понимает речь взрослых, выражает свои мысли элементарными предложениями, чуть ли не ежедневно обогащая свой словарный запас;
  •  2-3 года – это период, когда ребенок строит сложные фразы и его словарный запас составляет 500-1000 слов.
  •  к 5 годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все (!) звуки речи.
  • Если у вашего малыша что-то не так, вам следует обраться

    к специалисту.

    Каждому ребёнку в возрасте 3-5 лет необходима

    консультация логопеда.

свернуть
поделиться в: