Гражданское и патриотическое воспитание

Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

15.10.2024

Конспект Конституция Республики Беларусь

«Открытый киноархив. Этот день мы приближали как могли»

Социальная реклама

В преддверии 80-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и в рамках проекта «Открытый киноархив» Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов создал проект социальной рекламы. Кадры уникальной архивной хроники призваны продемонстрировать исторические события и людей, которыми по праву гордятся потомки.

Социальная реклама предназначена для  формирования и поддержания в обществе, в сознании людей общечеловеческих ценностей, развития гражданственности и патриотизма.

1. Освобождение городов Беларуси

2. Война. Дни и ночи не умолкали батареи четырех фронтов

3. 9 Мая

Витебск

свернуть

Память и боль белорусской земли

Cегодня, как никогда, всей своей жизнью, учебой, работой, службой, воспитанием детей каждый из нас обязан поддержать системные действия государства, сохранить память о погибших и трепетное отношение к своему историческому прошлому для того чтобы сберечь и укрепить единство нашей Родины.

Закон "О геноциде белорусского народа"

О геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

 

Геноцид во время Второй мировой войны

 

Хатынь — трагедия сожжённых деревень

                                 

свернуть

"Формирование основ гражданско-патриотической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

 

 Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» компонент "Основы гражданско-патриотической культуры":

Формировать представления о (об):

  • расположении Республики Беларусь на географической карте и ее жителях;
  • основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь (площадь Победы, Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, Центральный детский парк им. Максима Горького и др.);
  • государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
  • государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Победы, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда);
  • белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);

Формировать (развивать) умения:

  • называть основные достопримечательности родного населенного пункта, столицы Республики Беларусь;
  • соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

Воспитывать:

  • эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, Республике Беларусь.

                                                                          

свернуть

Формирование основ гражданско-патриотической культуры у детей старшего дошкольного возраста

       Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в старшей группе в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» компонент "Основы гражданско-патриотической культуры":

Воспитанники от 5 до 6 лет

Формировать представления о:

  • родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях;
  • столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и др.);
  • природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер);
  • Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага;
  • элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси;
  •     людях, прославивших Беларусь (просветителях, деятелях культуры и науки, спортсменах и др.), их деятельности и достижениях;
  • государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);
  • скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» и др.);

белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность

о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы

 Формировать (развивать) умения:

  • показывать на карте географическое положение Республики Беларусь; рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

рассказывать (с помощью взрослого и самостоятельно) о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски)

  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны;

Воспитывать:

  • чувство патриотизма и любви к Родине; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру; уважение к защитникам Отечества; уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Формировать:

  • гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь;
  • осознание себя гражданином Республики Беларусь, умение называть свою национальность и родителей;
  • представления о людях, прославивших Беларусь: просветителях, Президенте Республики Беларусь, деятелях культуры и науки, космонавтах, спортсменах – олимпийских чемпионах, о достижениях знаменитых белорусов;

Формировать (развивать) умения:

показывать на карте географическое положение Республики Беларусь, выделять ее среди других стран мира

  • рассказывать о малой родине, Республике Беларусь; рассказывать о достопримечательностях столицы, городов Республики Беларусь (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок и др.);
  • рассказывать о природе родного края, природных символах Беларуси, реках, озерах, заповедниках;
  • рассказывать о Государственном гербе и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
  • с помощью взрослого и самостоятельно называть фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, узнавать его на фотографии;
  • рассказывать о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);  
  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах и др.), посвященным событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и др.);
  • рассказывать о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины.
  •  
  • Воспитывать:
  • чувство патриотизма и любви к Родине; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру; уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов; чувство гордости за достижения своей страны (спортивные, культурные и др.); уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа; ценностное отношение к национальным и семейным традициям. 

Учебная программа дошкольного образования.-Минск : Нац.ин-т образования, 2022

свернуть

Слава и гордость земли Витебской

 

 

 Имена героев - в нашей судьбе

  Эта книга - особая, потому что каждая строка в ней составляет заметный штрих на полотнах её Величества Истории, воскрешает героические страницы труда, борьбы и побед сыновей и дочерей славной Витебской земли.

   Краткие биографии представленных в ней людей отражают боевой и жизненный опыт, имеющий непреходящую ценность, а в целом книга является данью глубокого уважения нашим землякам и тем, для кого Витебщина сыграла большую роль в их судьбах.

   Рассказы о мужестве, героизме и доблести наших земляков пусть и предельно краткие, могут иметь большое значение для проведения работы по патриотическому воспитанию населения, прежде всего подрастающего поколения.

Жизнь и деятельность этих легендарных личностей - яркий образец для тех, кто сегодня строит суверенную и процветающую Беларусь, делает её сильнее и краше.

     

                                                  

свернуть

О, КРАЙ РОДНЫ, КРАЙ ПРЫГОЖЫ!..

О, КРАЙ РОДНЫ, КРАЙ ПРЫГОЖЫ!..

 

О, край родны, край прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!
Што мілей у свеце божым
Гэтых светлых берагоў,
Дае бруяцца срэбрам рэчкі,
Дзе бары-лясы гудуць,
Дзе мядамі пахнуць грэчкі,
Нівы гутаркі вядуць;
Гэтых гмахаў безгранічных
Балатоў тваіх, азёр,
Дзе пад гоман хваль крынічных
Думкі думае прастор;
Дзе увосень плачуць лозы,
Дзе вясной лугі цвітуць,
Дзе шляхом старым бярозы
Адзначаюць гожа пуць?

Якуб Колас

урывак з паэмы "Сымон-музыка"

 

ГАСЦІННАСЦЬ - НАЦЫЯНАЛЬНАЯ РЫСА БЕЛАРУСАЎ

 Рэспубліка Беларусь размешчана ў геаграфічным цэнтры Еўропы на водападзеле Балтыйскага і Чорнага мораў, скрыжаванні найважнейшых еўрапейскіх транспартных артэрый. Беларусь заўсёды была і з'яўляецца сувязным мостам паміж Усходам і Захадам, гуляе істотную ролю ва ўмацаванні светапоглядных і духоўных пачткау народаў Еўропы.

 Беларускі народ мае старажытную і багатую гісторыю. Пераадольваючы шматлікія цяжкасці, беларусы не толькі захавалі і з годнасцю пранеслі праз стагоддзі сваю самабытную культуру і ментальнасць, але і апынуліся успрымальнымі да іншых духоўных каштоўнасцяў, увабраўшы лепшыя традыцыі і дасягненні еўрапейскай і сусветнай цывілізацыі; адбыліся як самадастатковыя і роўныя сярод іншых народаў Еўропы.

Кожны народ мае свой характар, свае асаблівасці, якія адрозніваюць яго ад іншых народаў. Напрыклад, англічане вельмі стрыманыя і ніколі не паказваюць сваіх эмоцый. Немцы - педанты. Італьянцы - запальчывыя. Беларусаў жа адрозніваюць працавітасць, талерантнасць і гасціннасць - галоўныя рысы беларускага нацыянальнага характару. Замежнікі, якія прыязджаюць да нас, часта адзначаюць нашу гасціннасць, нашу добразычлівасць.

Змест гасціннасці змянялася на працягу тысячагоддзяў. У глыбокай старажытнасці была суровая ўстаноўка: за парушэнне законаў гасціннасці, падаванне прытулку і ежы госцю, чалавека выганялі з абшчыны. У той час, у выпадку выгнання, чалавек не мог выжыць адзін. Любы падарожнік меў патрэбу ў дапамозе іншых, таму так важна было гасціннасць.

 У постіндустрыяльную эпоху (у якую мы сёння і жывем) — новы крок у развіцці гасціннасці. З з'яўленнем тэлефонаў, Інтэрнэту візіт у госці трэба ўзгадняць. Сёння гасціннасць прадугледжвае нейкую душэўную адкрытасць, блізкасць. Сучаснае гасціннасць павінна адкрываць магчымасць камунікацыі.

свернуть
поделиться в: