Поставка, приемка и учет продовольственного сырья и пищевых продуктов

Заявка на поставку

 

          Организация кольцевого завоза продовольственного сырья и пищевых продуктов (далее – продукты) и, соответственно, заявка на их поставку осуществляются согласно двухнедельным примерным рационам питания. Заявка на продукты питания отражается в полном объеме и ассортименте в журнале «Заявок». Заявка составляется непосредственно кладовщиком, с учетом наличия товара в складских помещениях, а также необходимо присутствие шеф-повара (повара) и медицинского работника для контроля последнего за сроками реализации пищевых продуктов, находящихся на складе.

          Ассортимент крупяных изделий должен обязательно включать в себя наличие таких круп как гречневая, перловая, овсяная, хлопья «Геркулес», ячневая, пшенная, рисовая, манная и др.

          Ассортимент предлагаемых фруктов должен соответствовать сезонности. Например, в зимнее время предпочтительнее давать детям такие фрукты как яблоко, груша, киви, апельсин, мандарин, хурма, банан; в летнее время – яблоко, груша, киви, слива, банан, персик, нектарин, абрикос, ягоды и др. При оформлении заявки обязательно учитывать индивидуальную переносимость тех или иных фруктов у детей, а также  не забывать об экономическом факторе и установленных денежных нормах, согласно возрастных категорий, продолжительности пребывания и сезонности.

 

Транспортировка

 

Транспортировку продуктов в учреждения дошкольного образования необходимо проводить специальными транспортными средствами в условиях, обеспечивающих сохранность пищевых продуктов и предотвращающих их загрязнение, при строгом соблюдении товарного соседства сырых и готовых пищевых продуктов.

Транспортировка овощей проводится отдельно от других пищевых продуктов.

Транспортировка особо скоропортящихся и скоропортящихся пищевых продуктов должна проводиться изотермическим или охлаждаемым транспортом с соблюдением установленных температурных режимов транспортировки, в таре производителя либо закрытой маркированной таре поставщика. Транспортировка продуктов питания глубокой заморозки проводится только транспортом с охлаждаемым кузовом.

В летний период времени транспортировка особо скоропортящихся и скоропортящихся пищевых продуктов должна проводиться также только транспортом с охлаждаемым кузовом с соблюдением температурных режимов транспортировки.

 

Приемка

На пищевые продукты, поступающие на склад учреждения дошкольного образования, должны быть сопроводительные документы:

  • товарно-транспортная накладная;
  •  документы,  удостоверяющие качество и безопасность;
  • маркировочные ярлыки.

          Не должны допускаться к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим или пограничным сроком хранения, с признаками недоброкачественности, нарушенной целостности упаковки.

 

Учет пищевых продуктов питания

          При выявлении недостачи, несоответствия качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям составление акта на представителя продавца (экспедитор, водитель-экспедитор) является обязательным.

Также может быть установлен факт скрытых недостатков несоответствия качества после проведения приемки некоторых продуктов, в том числе в процессе хранения (при соблюдении необходимых условий для обеспечения сохранности), при подготовке  их к выдачи со склада в пищеблок, при вскрытии тары или упаковки. Выявленные скрытые недостатки также отражаются в акте, который составляется получателем в течение 24 часов с момента их обнаружения (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 №1290 «Положение о приемке товаров по количеству и качеству»).

В акте должно быть указано следующее:

  • наименование организации, проводившей приемку товаров, ее адрес;
  • адрес, по которому производилась приемка товаров;
  • дата и номер составления акта, время начала и окончания приемки товаров. Если приемка товаров произведена с нарушением установленного срока, должны быть указаны причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения;
  • фамилия, имя и отчество лиц, участвовавших в приемке товаров и в составлении акта, место их работы, занимаемые должности;
  • наименование и адрес поставщика;
  • номер и дата заключения договора;
  • номер и дата выписки счета-фактуры и транспортной накладной;
  • номер и дата составления документа, удостоверяющего качество товара;
  • дата отправки товара из пункта отправления или со склада поставщика;
  • дата прибытия товара в пункт назначения, время выдачи груза перевозчиком, время вскрытия опломбированных транспортных средств и грузовых мест, время доставки товара на склад покупателя;
  • условия хранения товара на складе покупателя до его приемки, а также сведения о том, что определение количества товара производилось на исправных весах или другими средствами измерений, прошедшими в установленном законодательством порядке поверку;
  • состояние, недостатки тары и упаковки в момент осмотра товара, содержание наружной маркировки тары и другие сведения, на основании которых можно сделать вывод о принадлежности упаковки, в которой предъявлен товар, а также дата вскрытия тары, количество товара, находящегося в данной таре или упаковке;
  • при выборочной проверке товара — порядок отбора товара для выборочной проверки с указанием основания такой проверки;
  • общая масса товара (фактическая и по документам), масса каждого грузового места, в котором обнаружена недостача (фактическая и по ярлыку на таре или упаковке);
  • транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных грузовых местах;
  • способ определения количества недостающего товара (взвешивание, подсчет грузовых мест, обмер и др.), возможности вмещения недостающего товара в грузовое место;
  • количество (масса), полное наименование и перечисление предъявленного к осмотру и фактически проверенного товара, а также товара, сорт которого не соответствует указанному в документе, удостоверяющем его качество. Подробное описание выявленных недостатков;
  • технические нормативные правовые акты, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества товара;
  • количество недостающего товара и его стоимость;
  • заключение о причинах и месте образования недостачи, характере выявленных в товаре недостатков и причинах их возникновения;
  • другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи или ненадлежащего качества и некомплектности товара.

Акт подписывается всеми лицами, участвующими в приемке товаров. Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка. При отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров по количеству и качеству, от подписания акта в нем делается об этом запись.

 

Учет прихода и расхода пищевых продуктов

Все поступающие пищевые продукты обязательно вносятся в журнал складского учета или книгу прихода и расхода продуктов питания. При наличии программ по учету продуктов питания приходные данные вносятся в электронном варианте. Учет продуктов ведется ежедневно по мере их движения (приемка или выдача), согласно кольцевого завоза и суточных рационов питания.

При поступлении на склад учреждения образования яиц диетических необходимо произвести их контрольное взвешивание. При поступлении большой партии яиц взвешивается для контроля не менее 50 штук. При партии менее 50 штук взвешиваются все поступившие яйца. После этого необходимо произвести перерасчет массы яиц «брутто» в массу одного яйца «нетто» и зафиксировать документально, согласно акта перерасчета массы яиц на фактическую массу одного яйца. Закладка яиц по меню-требованию (раскладке) на одного ребенка производится в граммах, подсчет на всех детей по меню и материальный учет складского движения яиц ведется в поштучном выражении. Акты перерасчета массы яиц на фактическую массу одного яйца оформляются в двух экземплярах. Первый экземпляр передается вместе с товарно-транспортной накладной для учета материальных ценностей в централизованную бухгалтерию территориального органа управления образованием. Второй экземпляр остается в учреждении образования.

Сверка движения продуктов и их остатков производится со специалистами бухгалтерии территориального органа управления образованием ежемесячно до 5 числа месяца следующего за отчетным. Инвентаризация основных средств, нематериальных активов, продуктов, тары, оборудования и других учтенных материальных ценностей проводится не менее одного раза в год. В сроки, установленные руководителями юридического лица, подразделения, и в случае оперативной необходимости, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная (внеплановая) инвентаризация (Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 №180).

Для обеспечения сбалансированного питания и своевременного принятия мер по его корректировке в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, необходимо медицинским работникам (или иным уполномоченным лицом) проводить анализ выполнения норм питания (гл.11, п.157 Санитарные нормы и правила от 25 января 2013 г).

Учет расхода продуктов по накопительным ведомостям  и выполнение денежных норм расходов на питание следует контролировать специалистам бухгалтерии территориального органа управления образованием и обеспечивать по пятидневкам, в пределах которых отклонение от норм в отдельные дни может составлять +10 %.

Выдача скоропортящихся пищевых продуктов со склада в пищеблок документально отражается в журнале по контролю за качеством скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих со склада в пищеблок). В журнале необходимо регистрировать следующие продукты: молоко, кефир, сметана, творог, мясо, птица, рыба, субпродукты (печень, язык), колбасные изделия, яйцо. Данный журнал ведется ежедневно, так как в суточных рационах питания детей скоропортящаяся продукция предлагается каждый день.

поделиться в: